17 сентября - день образования Центра экстренной психологической помощи МЧС России
Днем создания психологической службы МЧС России считается 17 сентября 1999 года, но начало ее история получила еще раньше. В 1995 году, во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Нефтегорске, руководство Министерства задумалось о необходимости создания такой службы, которая бы работала с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, поддерживала пострадавших и самих специалистов, работающих в экстремальных условиях. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России.
Все эти годы специалисты оперативных групп психологической службы привлекались к оказанию экстренной психологической помощи во многих чрезвычайных ситуациях, а также в рамках международных гуманитарных операций. Психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий ЧС, оказывая всю необходимую поддержку пострадавшим людям.
На сегодняшний день психологическая служба объединяет сотрудников Центра и его филиалов, специалистов-психологов и структурные подразделения в территориальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отрядах, учебных заведениях, организациях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также специалистов в пожарных частях и отрядах Федеральной противопожарной службы .
Психологи МЧС России работают по принципу «Скорой помощи»: чем быстрее и качественнее будет оказана экстренная психологическая помощь человеку, тем меньше вероятность того, что у него возникнут сложные последствия. Специалисты работают с актуальным состоянием пострадавшего человека, которого охватывают неконтролируемые эмоции - это острые реакции на стресс, которые могут быть опасны, как для самого человека, так и для окружающих.
Совместно с судебно-медицинскими экспертами психологи МЧС сопровождают проведение процедуры опознания погибших в ЧС, стараясь сделать эту процедуру наименее травматичной для людей, которые потеряли близких. Еще одно направление работы психологов - информационно-психологическая поддержка пострадавших, родственников погибших и пострадавших. Такая работа проводится, как в очной форме, так и с помощью телефонов «Горячей линии». При этом психологи не просто отвечают на звонки и консультируют, но и своевременно информируют об изменении ситуации, дальнейших мероприятиях и действиях.
Технологии оказания экстренной психологической помощи разработаны специалистами психологической службы МЧС России и постоянно развиваются. Все научно-методические разработки в психологической службе МЧС России имеют ярко выраженный прикладной характер и направлены, как правило, на решение практических задач, тесно связанных с общим контекстом деятельности министерства.