«Прямая линия» по вопросам антикоррупционного информирования и просвещения (ответы на поступившие вопросы)

Вопрос: Имели ли место случаи совершения в Главном управлении МЧС России по Брянской области преступлений коррупционного характера? Какие меры предприняты Главным управлением в целях недопущения коррупционных правонарушений?

28 августа 2017 года начальник отделения по Фокинскому району отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Брянску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ. Решением суда ему была избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, выразившегося в получении взятки в сумме 12 000 рублей за незаконное бездействие, а именно не включение одной из организаций г.Брянска в ежегодный план проведения плановых проверок ОНДПР по г.Брянску УНДПР Главного управления МЧС России по Брянской области на 2018 год и не отражение нарушений действующего законодательства в области пожарной безопасности при проведении предстоящей обязательной внеплановой проверки организации.

Приказом Главного управления от 31 августа 2017 года сотрудник уволен со службы.

27 ноября 2017 решением мирового суда за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ приговорен к 1 году исправительных работ и 1,5 годам лишения права занимать должности в органах государственной власти.

По указанному факту в Главном управлении проведена служебная проверка, по результатам которой, приказом Главного управления ряд должностных лиц Главного управления за отсутствие должного контроля за деятельностью сотрудника при формировании им плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год привлечен к дисциплинарной ответственности.

В Главном управлении МЧС России по Брянской области был спланирован и осуществлен комплекс мероприятий, направленных на профилактику коррупционных нарушений. Состояние работы по противодействию коррупции ежеквартально рассматривается на заседаниях коллегии Главного управления.

Разработаны и утверждены План по противодействию коррупции на 2018 год, План деятельности по антикоррупционному просвещению в Главном управлении МЧС России по Брянской области и подчиненных учреждениях.

Осуществляется планомерная и целенаправленная работа по доведению до подчиненного личного состава требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействии коррупции.

Постоянно осуществляется мониторинг выполнения подчиненными государственными служащими и работниками, установленной законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами МЧС России категории, ограничений и запретов, выполнения обязательств и требований к служебному поведению.

Вопрос: Какие коррупционные риски возникают при осуществлении Главным управлением своих полномочий и каким образом они минимизируются?

Одним из коррупционных рисков является получение взятки за незаконное бездействие, а именно не включение организации в ежегодный план проведения плановых проверок и не отражение нарушений действующего законодательства в области пожарной безопасности при проведении проверки.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, приказом МЧС России от 05.02.2018 № 37 «О внесении изменений в карту коррупционных рисков и мер по их минимизации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденную приказом МЧС России от 23.10.2017 № 454» и приказом Главного управления МЧС России по Брянской области от 21.02.2018 № 89 в управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления разработан и реализуется план «Мероприятий по противодействию коррупции на 2018 год».

Вопросы противодействия коррупции ежемесячно рассматриваются в ходе учебно-методических сборов с начальниками территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

С сотрудниками надзорных подразделений Главного управления на постоянной основе изучаются положения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (в том числе об установлении наказания за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых должностными лицами МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции).

В 2018 году в адрес начальников территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы направлено указание УНДПР о проведении дополнительных занятий по изучению  НПА в области противодействия коррупции, в том числе об изучении доработанной карты коррупционных рисков, утвержденной приказом МЧС России от 05.02.2018 №37 и приказом Главного управления МЧС России по Брянской области от 21.02.2018 № 89.

Все поступающие письма и указания МЧС России, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях и фактах задержания сотрудников надзорной деятельности МЧС России, в обязательном порядке доводятся до инспекторского состава Главного управления под роспись. Указанная информация в дальнейшем используется при организации и проведении мероприятий в воспитательной работе с личным составом.

Одними из основных коррупционных рисков в деятельности ГИМС является получение вознаграждения за содействие при проведении аттестации кандидатов в судоводители, а так же незаконные действия или бездействия при осуществлении контрольно-надзорной работы на водоемах.

В целях исключения случаев коррупции среди сотрудников ГИМС МЧС России по Брянской области и профилактике коррупционных проявлений, выполняются следующие мероприятия:

1) Все поступающие письма и указания МЧС России, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях и фактах задержания инспекторского состава, а также руководящего состава отделов БВО и Центров ГИМС по субъектам РФ, в обязательном порядке доводятся на сборах до инспекторского состава, служащих отдела БВО и работников Центра ГИМС МЧС России по Брянской области под роспись. Указанная информация в дальнейшем используется при организации и проведении мероприятий по воспитательной работе с личным составом.

3) На информационных стенах подразделений ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Брянской области» размещены основные действующие нормативно-правовые документы в области противодействия коррупции, в том числе устанавливающие уголовную и иную ответственность за коррупционные проступки, а так же размещена подробная информация для граждан о порядке действий в случае выявления фактов коррупционной направленности.

4) Во избежание нарушений и конфликтных ситуаций при осуществлении аттестации судоводителей на право управления маломерным судном производится видеорегистрация всех этапов прохождения испытания.

5) При проведении целевых проверок деятельности подразделений Центра ГИМС, осуществляется контроль за выполнением должностными лицами Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за пользованием маломерными судами и базами для их стоянок.

Одним из распространенных коррупционных рисков является возможность злоупотреблений при осуществлении государственных закупок. В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при осуществлении закупок на выполнение строительных работ, на поставку оборудования, техники и товаров для нужд Главного управления создана контрактная служба, действующая в соответствии с Положением, утвержденным приказом Главного управления.

В 2017 году Военной прокуратурой Брянского гарнизона совместно с Управлением федеральной антимонопольной службы по Брянской области было выявлено 6 случаев нарушения действующего законодательства о госзакупках. Данные нарушения не содержали коррупционной составляющей и не повлекли существенных нарушений прав и интересов третьих лиц, общественных и государственных интересов. Вместе с тем, за совершение указанных нарушений отдельные должностные лица Главного управления были привлечены к административной ответственности.

В целях предотвращения фактов конфликта интересов осуществлены мероприятия по обеспечению действенного функционирования комиссий по организации работы по противодействию коррупции, по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении.  Соответствующими приказами Главного управления утвержден Порядок формирования и деятельности аттестационной комиссии и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и составы данных комиссий.

В 2017 году комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов проведено 21 заседание.

В рамках своей компетенции комиссией рассмотрены факты несоблюдения должностными лицами Главного управления ограничений, запретов и неисполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а именно факты предоставления неполных и недостоверных сведениях о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Данные факты были выявлены в ходе проверок, проведенных транспортной прокуратурой Брянской области в отношении работников ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Брянской области» и Прокуратурой Советского района города Брянска в отношении сотрудников ФГКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по Брянской области». По результатам рассмотрения комиссией соответствующих представлений и на основе ее рекомендаций к дисциплинарной ответственности были привлечены 10 работников Центра ГИМС и 7 сотрудников Центра управления в кризисных ситуациях.

В 2018 году комиссией проведено 9 заседаний, в том числе также рассмотрены факты предоставления федеральными государственными служащими неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с решением комиссии к дисциплинарной ответственности привлечено 9 сотрудников Главного управления.

Комиссией рассмотрены 15 уведомлений работодателей о заключении с бывшими сотрудниками Главного управления и подчиненных учреждений, уволенных с государственной службы, трудовых и гражданско-правовых договоров. Все уведомления рассмотрены положительно. За истекший период 2018 года рассмотрено 9 уведомлений, и все также рассмотрены положительно.

Комиссией в январе текущего года рассмотрены результаты работы по выявлению фактов конфликта интересов при осуществлении лицами, находящимися в близком родстве или свойстве с государственными служащими Главного управления, деятельности по оказанию услуг в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и безопасности людей на водных объектах, а также о мерах по исключению прохождения государственной службы лицами, находящимися в близком родстве или свойстве, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Фактов конфликта интересов в 2017 году и в истекший период 2018 года в Главном управлении и подчиненных учреждения не установлено.

В Главном управлении определены меры по реализации требований приказа МЧС России от 24.11.2015 № 611 «Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Главном управлении МЧС России по Брянской области, об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщения указанными работниками о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия ими мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов».

В 2017 году в истекший период 2018 года таких уведомлений не зарегистрировано.

Также утвержден Порядок применения в Главном управлении приказа МЧС России от 21.12.2015 № 673 «Об утверждении Порядка сообщения федеральными государственными служащими МЧС России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных обязанностей, сдачи, оценки и реализации подарка, а также зачисления денежных средств, вырученных от его реализации».

В 2017 году в истекший период 2018 года случаев получения подарков должностными лицами Главного управления не зарегистрировано.

Одним из коррупционных рисков можно считать риски злоупотребления служебными полномочиями, взяточничества, возникающие при приеме на службу в систему МЧС России.

В целях предотвращения коррупционных проявлений в данной сфере кандидаты проходят тщательную проверку на соответствие планируемой должности. Назначение, перемещение, прием на службу осуществляется только по решению Центральной аттестационной комиссии МЧС России и при соответствии кандидата квалификационным требованиям к уровню образования, стажу службы в ФПС ГПС или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки.

Вопрос: Какие действия может предпринять гражданин, столкнувшись с фактом вымогательства со стороны должностного лица МЧС России?

Во-первых гражданин может обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, в компетенцию которых входит возбуждение и расследование правонарушений коррупционной направленности.

Также, гражданин может направить жалобу на действия или бездействие, имеющие коррупционную составляющую, сотрудника Главного управления МЧС России по Брянской области и подчиненных учреждений, оформив ее на официальном сайте Главного управления в разделе «Противодействие коррупции» в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции». Также, сообщение можно направить по почте или воспользоваться телефоном доверия Главного управления (4832) 599-000.

Вопрос: Какие меры предпринимаются Главным управлением по снижению административного давления на предпринимателей?

Органами федерального государственного пожарного надзора Главного управления планирование и проведение надзорных мероприятий осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством (Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (в ред. постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806)).

Формирование планов плановых проверок на 2018 год органами ФГПН осуществлялось с учетом риск - ориентированного подхода, определенного ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290.

Проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Брянской области на 2018 год не планировались и не проводились.

В соответствии с пунктом 1 приказа МЧС России от 12.09.2016 № 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства» проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться только при наличии в материалах проверки сведений об угрозе жизни и здоровью людям.

В рамках выполнения мероприятий паспорта приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России», реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также в целях реализации информационной политики по работе с предпринимательским сообществом, повышению грамотности населения в сфере обеспечения комплексной безопасности Главным управлением проводятся публичные обсуждения вопросов правоприменительной практики государственных надзоров МЧС России. В 2018 году данные обсуждения были проведены 14 февраля и 16 мая.

Всего за истекший период текущего года с представителями малого и среднего бизнеса проведено 26 совместных совещаний и 9 семинаров.

Вопрос: какие антикоррупционные мероприятия проводятся в МЧС России?

В Российской Федерации борьбе с коррупцией уделяется общегосударственное значение, организационная и правовая работа по ее осуществлению носит общесистемный и комплексный характер. Антикоррупционная программа МЧС России содержит комплекс мероприятий, обеспечивающий комплексное применение правовых, экономических, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, осуществление контроля над реализацией указанных мер в подразделениях. Реализация мероприятий предполагает выполнение структурными подразделениями МЧС России широкого комплекса антикоррупционных мероприятий при выполнении ведомственных планов и целевых программ, с соблюдением основных принципов: действенность и результативность; реализуемость (выполнимость); адресность (ответственность); постоянство; комплексность; системность; гласность; соблюдение Кодекса чести сотрудника МЧС России и Кодекса этики государственного служащего МЧС России. Уделено внимание мероприятиям по пресечению не только отдельных коррупционных проявлений, но и проведению работы по устранению причин и выявлению условий, порождающих в подразделениях.

Вопрос: основные направления реализации антикоррупционных мероприятий в подразделениях МЧС России?

Реализация антикоррупционной политики при осуществлении: государственного пожарного надзора, а также в области контрольной и надзорной деятельности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Повышение эффективности деятельности контрольно-надзорных органов путем усиления открытости, честности, подотчетности и прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов МЧС России.

Мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области:

выполнения функций государственного заказчика при организации строительства (реконструкции, капитального ремонта) и других работ (услуг);

вооружения, технического и тылового обеспечения;

осуществления функций по управлению федеральным имуществом.

Реализация антикоррупционной политики при:

осуществлении деятельности в качестве распорядителя средств федерального бюджета;

осуществлении статистического учета и ведении статистической отчетности;

реорганизации структурных подразделений;

обеспечении жилыми помещениями сотрудников.

Организация и проведение мероприятий по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников и работников  ФПС ГПС, ГИМС.

Основные направления кадрового обеспечения противодействия коррупции в укреплении принципов гласности и информационной прозрачности при реализации антикоррупционной политики.

Вопрос: какие факторы коррупционных проявлений существуют в подразделениях МЧС России?

Усиленное внимание со стороны организаций и граждан оказывается к структурным подразделениям и сотрудникам МЧС России с целью создания благоприятных условий для осуществления своей деятельности:

получение лицензий на отдельные виды деятельности; снижение требовательности при осуществлении надзорных функций; лоббирование интересов отдельных фирм-производителей при поставке необходимой продукции, проектировании и монтаже систем жизнеобеспечения. Проявляются устремления криминальных структур к проникновению в систему МЧС России для получения информации, обеспечивающей безопасное извлечение доходов: получение информации о состоянии объектов экономики; получение информации о планируемых закупках оборудования, имущества и т.д.

Вопрос: что относится к коррупционным проступкам (правонарушениям), совершаемым сотрудниками МЧС России?

непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

невыполнение обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

невыполнение обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

невыполнение сотрудником МЧС России, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

совершение административных правонарушений:

мелкое хищение чужого имущества путем присвоения или растраты с использованием служебного положения при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 160 Уголовного кодекса Российской Федерации; незаконное вознаграждение от имени юридического лица, выразившееся в незаконной передаче от имени или в интересах организации или учреждения МЧС России, должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данной организации, учреждения должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением;

незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего, выразившееся в приеме на работу в организацию бывшего государственного служащего (военнослужащего), в должностные (служебные) обязанности которого в период прохождения службы входили отдельные функции государственного управления данной организацией, если на это не получено согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и со времени увольнения со службы не прошло двух лет.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (4832) 74-21-64, 64-63-79
Приемная начальника Главного управления МЧС России по Брянской области
8 (4832) 443-000
Единый «телефон доверия»
mchs32@32.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)