16 августа 2022, 15:25

В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами

Скачать оригинал

12 августа 2022 года специалисты психологической службы Главного управления МЧС России по Брянской области на базе Специализированной пожарно-спасательной части провели учебно-методический сбор с психологами организаций, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), которые могут быть привлечены к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и при пожарах.

В мероприятии приняли участие более 60 специалистов из различных ведомств и учреждений: УФСИН по Брянской области, общеобразовательных школ и детских садов. Открыл сбор начальник Управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Брянской области Олег Знамёнкин.

Взаимодействие психологов чрезвычайного ведомства со специалистами РСЧС на уровне субъекта позволяет в случае необходимости оперативно и качественно организовать оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи пострадавшему населению.

Безусловно, деятельность психолога в чрезвычайной ситуации регулируется теми же общими принципами, которые приняты для оказания психологической помощи в целом. Однако эти принципы в ЧС приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий оказания помощи. О специфике работы психологов на чрезвычайных ситуациях и пожарах рассказала старший инспектор-психолог Главного управления МЧС России по Брянской области старший лейтенант внутренней службы Наталья Кучерявенкова.

«Экстренная психологическая помощь имеет принципиальные особенности. Она оказывается людям, переживающим психотравмирующую ситуацию, мощное стрессогенное воздействие. В некотором роде она схожа со скорой медицинской помощью: оказывается в кратчайшие сроки и неотложно, то есть максимально близко к чрезвычайному событию»,- подчеркнула Наталья Сергеевна.

Основными задачами специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в условиях ЧС, являются снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния, профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события, снижение рисков возникновения массовых негативных психических реакций, создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Затем участники обсудили цели, задачи и этапы организации телефона «Горячей линии», порядок оказания информационной поддержки и психологической помощи пострадавшим в результате ЧС, а также их родственникам и близким.

В ходе тренировки психологи в виде деловой игры отработали алгоритм поведения специалиста психологической службы телефона «Горячей линии» при конкретных запросах. Участники мероприятия попробовали себя как в роли абонента, звонящего на телефон «Горячей линии» с различными историями, так и в роли специалиста, оказывающего профессиональную помощь абонентам. На конкретных примерах участники убедились, как это не просто быть специалистом «Горячей линии», отметили сложности, с которыми может столкнуться специалист и выработали оптимальные правила работы при оказании дистанционной психологической помощи пострадавшим и их близким во время ЧС.

Следующей темой занятия стало актуальное направление деятельности психологической службы МЧС России - организация и порядок работы психологов в пунктах временного размещения (ПВР) при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

В рамках своего выступления психолог Главного управления Анна Лебедева рассказала присутствующим о том, что пункты временного размещения разворачиваются для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС. Пункты временного размещения пострадавшего населения являются элементом подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и создаются заблаговременно решением администрации муниципального образования (района) на базе пригодных для временного проживания общественных учреждений, где происходит подготовка помещений, инвентаря, средств связи.

В ходе семинара участники сбора затронули и вопросы, связанные с особенностями работы в ПВР, обсудили этапы работы в пункте временного размещения, задачи, которые стоят перед специалистами.

Методическое занятие по профилактике негативных психологических последствий у психологов РСЧС после участия в оказании экстренной психологической помощи провела психолог Специализированной пожарно-спасательной части Марина Храмченко. Она заострила внимание на таких аспектах как готовность к оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации, факторы психологической травматизации психологов при работе в ЧС, рассказала о приемах саморегуляции и оценке внутреннего состояния после работы в ЧС.


Безусловно, психологи структуры РСЧС являются профессионалами каждый в своей области деятельности, однако для работы условиях чрезвычайной ситуации требуются специальные знания. Участие в таких учебно-методических занятиях позволяет специалистам получить практические навыки работы с острыми стрессовыми реакциями, а также повысить уровень профессиональной подготовки к действиям в режиме ЧС.


В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
В Брянске психологи МЧС России поделились знаниями и опытом с коллегами
Эта статья полезна?