Анализируя материалы жизни и деятельности подразделений ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лихие 90-е, нет-нет, да и приходишь к мнению, что в период тогдашнего упадка экономики, отметания всего и вся во время митинговых страстей руководителям их прилагать усилия, чтобы не позволить разрушить все до основания, а затем… Более того, они стремились проводить оргштатные мероприятия, чтобы повысить боеспособность структуры. Например, весной 1993 года, в соответствии с постановлением администрации области, была проведена реорганизация существующих служб гражданской обороны. В соответствии с территориально-производственным принципом, в состав областных служб ГО были включены соответствующие службы городов и районов области. В свою очередь, в состав последних включили службы гражданской обороны предприятий, учреждений, объектов экономики, находящихся на их территории, независимо от ведомственной принадлежности. Через несколько дней, а на календаре была первая декада мая, на основании Указа президента РФ штабы гражданской обороны преобразовали в штабы по делам ГО и ЧС. В специально принятом администрацией области постановлении отмечалось, что хотя задачи по подготовке ГО области в 1993 году в основном выполнены. Но проведенные учения показали, что качество подготовки руководящего состава, готовность невоенизированных формирований к действиям в ЧС оставляет желать много лучшего. Характерен для той поры и другой пункт данного постановления. ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО… «Начальникам гражданской обороны всех уровней, - говорилось в том же итоговом постановлении обладминистрации, - в связи с уменьшением выпуска заводами-изготовителями специального имущества гражданской обороны, а также нарушением поставок между государствами СНГ списание специального имущества, находящегося в учреждениях и организациях области, производить только после получения заключения лаборатории штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и согласования с начальником соответствующего отдела штаба». О том, что увидел данный пункт свет в таком важном документе не от хорошей жизни, красноречиво показали испытания, обрушившиеся на область в 1994 году. Во-первых, сезон начался с очень сложной паводковой обстановки. В зоне подтопления оказались несколько населенных пунктов, где проживало более 7152 человек. Естественно, чтобы снизить последствия стихийного бедствия пришлось эвакуировать людей, домашних животных, имущество граждан. Одновременно не прекращалась в зону подтопления доставка продуктов питания. Все работы производились при дефиците плавсредств, переносных радиостанций, специальной одежды у спасателей. Для ликвидации последствий паводка, обеспечения работ по благоустройству, капитальному ремонту дорог администрация города выделила 650 миллионов рублей. В июле 1994 года штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, ведомый полковником А.И. Тарасенко, вновь подвергся испытанию. В поселке Погребы Брасовского района вспыхнула самая настоящая эпидемия. Вследствие неудовлетворительного санитарно-технического состояния скважин, снабжающих этот населенный пункт водой, перегруженностью очистных сооружений, возникла угроза массового заболевания жителей. Всего было госпитализировано 50 человек. Врачебный консилиум подтвердил диагноз – лептоспироз. (Острая инфекционная болезнь, характеризующаяся поражением мелких кровеносных сосудов (капилляров), а также печени, почек, мышц, центральной нервной системы – Авт.). На ликвидацию чрезвычайной ситуации из резервного фонда области было выделено 10 миллионов рублей. А также средства на автомобиль для оперативной работы сотрудников отдела особо опасных инфекций областного центра Госсанэпиднадзора. Следующий 1995 год, в масштабах всей системы, вошел в историю принятием на государственном уровне двух важных документов, послуживших организационному строению структур на местах. Прежде всего это Указ Президента РФ от 24 марта 1995 года «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения». В соответствии с ним, в целях обеспечения безопасности населения при решении вопросов, связанных с хранением и уничтожением химоружия на территории нашей области, на основе распоряжения обладминистрации, создали областную комиссию по химическому разоружению. Было это в марте, а через месяц, во исполнение Постановления Правительства РФ в Почепском районе началось сооружение объектов по уничтожению химического оружия с одновременным проведением подготовительных мероприятий по защите населения и территорий в районе размещения смертоносного арсенала. На главное управление по делам ГО и ЧС области, - как предписывало специально принятое в ноябре 1997 года постановление обладминистрации, - возлагался контроль и методическое руководство содержанием в готовности органов управления сил и средств, привлекаемых для защиты населения и территорий, связанных с хранением и уничтожением химоружия, а также Вторым, не менее значимым документом по организации деятельности в тот период явилось Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 года. На основании его областная подсистема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях была преобразована в областную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Иными словами говоря, функции по защите населения и территорий от ЧС возлагались на областные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации. Им необходимо было разработать положение о функциональных звеньях областной подсистемы РСЧС, а также реорганизовать штабы по делам ГО и ЧС в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. А повседневные дела и заботы требовали к себе постоянного внимания и, в условиях дефицита средств, самопожертвования и даже мужества. ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО… «В рамках Дня гражданской обороны, в районах области, - сообщала газета «Брянский рабочий», - прошли состязания среди невоенизированных формирований, предприятий и организаций. На Кургане Бессмертия свое умение демонстрировали активисты ГО из Советского района. Соревновались санитарные дружины и посты, звенья по обеззараживанию транспорта, звенья разведки и связи, группы пожаротушения. В качестве судей выступили врачи, связисты, пожарные, представители областного штаба МЧС. В связи с тяжелым экономическим положением многие вынуждены были отказаться от участия в состязаниях. Всего же в районе насчитывается сегодня только 35 формирований. Сохранить их сумели 25 предприятий и организаций, среди которых «Брянский Арсенал», «Электроаппарат», гормолзавод, предприятие тепловых сетей, Управление федеральной почтовой связи, АО «Каравай». Автор газетного отчета рассказывает о характерном, для того времени случае, когда навыки активистов помогли в экстремальной ситуации. Например, зимой девяносто седьмого года они пригодились при аварийных работах на теплотрассе по улице Вали Сафроновой. В результате аварии, без тепла осталась значительная часть жилого комплекса и, только благодаря оперативной работе аварийно-технических звеньев района, удалось в двухдневный срок нормализовать работу теплотрассы. И подобных случаев в практике работы областных структур МЧС было немало. В первой декаде мая 1996 года на территории базы АО «Брянсктара» из железнодорожной цистерны АО «Кремнийснабсервис», как у нас бывает, по неизвестно чьей оплошности, разлилась соляная кислота. Для локализации и ликвидации были задействованы подразделения государственной противопожарной службы. Шесть часов их сотрудники принимали все необходимые меры по ликвидации аварии, обеспечении безопасности проживающего вблизи базы населения. В соответствии с распоряжением администрации Брянской области, были поощрены: заместитель начальника противопожарной службы полковник внутренней службы А.М. Демин, начальник ЦУС УГПС подполковник внутренней службы В.П. Юдичев, начальник караула ПЧ-8 капитан внутренней службы Н.И. Васильевич, начальник караула ПЧ-3 капитан внутренней службы В.А. Белов, начальник ПЧ-4 капитан внутренней службы А.В. Сканченко, пожарный ПЧ-4 Е.П. Лопащенко. На снимке: Один из моментов комплексного учения по гражданской обороне в городе Клинцы. Сандружина швейной фабрики эвакуирует раненых из очага поражения
- Главное управление
-
Деятельность
- Пресс-центр
- Профилактическая работа и надзорная деятельность
- Музеи и выставочные экспозиции
- Гражданская оборона
- Государственные услуги
- Трудоустройство и обучение
- Работа с обращениями граждан
- Полезная информация
- Общественный совет при ГУ МЧС России по Брянской области
- Коллегия Главного управления МЧС России по Брянской области
- Финансы и закупки
- Комиссия по чрезвычайным ситуациям
- Управление организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ
- Психологическая служба
- Пожароопасный период 2023
- Комплексное обследование населенных пунктов, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, находящихся на территории Брянской области
- Защита от чрезвычайных ситуаций
- Противодействие терроризму
- Противодействие коррупции
- Материально-техническое обеспечение
- Социальная защищенность сотрудников МЧС России
- Создание и развитие доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями
- Деятельность добровольных пожарных формирований
-
Документы
- Территориальное законодательство
- Законодательные акты
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Нормативно-правовые акты Министерства
- Федеральные конституционные законы
- Нормативно-правовые акты Министерств и Ведомств
- Документы МЧС в системе "Гарант"
- Экспертиза проектов документов
- Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) МЧС России
- Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов МЧС России
- Контакты