Мы уже рассказывала о жизненном и профессиональном пути брянского ветерана войны и пожарной охраны России И. М. Ивкина. Иван Михайлович ушел на войну в 1943 году восемнадцатилетним юношей. В составе различных подразделений с боями прошел почти всю Европу. День Победы встретил в Вене. Службу в пожарной охране начинал в нелегкие послевоенные годы. Отдал ей почти полвека. На заслуженный отдых ушел с должности начальника отделения пожарной техники отдела пожарной охраны УВД Брянской области. В конце февраля ветерану исполнилось 92 года. Председатель Брянского регионального отделения Совета ветеранов ОВД и ВВ МВД России С. И. Мисютин, председатель Совета ветеранов ГУ МЧС России по Брянской области Г. И. Чумасов побывали у ветерана с поздравлениями и цветами. Несмотря на возраст, Иван Михайлович полон сил и энергии. Нам представилась возможность поговорить за жизнь с бывшим коллегой, умудренным жизненным опытом человеком.
— О значении для общества труда пожарных, его героизме сказано, написано на протяжении трех с половиной веков немало. И, тем не менее, в этой огромной массе суждений самого разного толка есть «бриллиантики». Это высказывания об огнеборцах, видных общественных деятелей и писателей, процитируйте, пожалуйста, Иван Михайлович, так сказать, на вскидку некоторые из них.
— В период создания и оформления экспозиций пожарно-технической выставки мы собирали и отбирали таковые, чтобы потом разместить их на видных местах, использовать в профилактической работе. Вот лишь некоторые, как Вы говорите, на вскидку. Например, большой знаток дореволюционной Москвы, ценитель труда пожарных, знаменитый репортер и писатель Владимир Гиляровский сказал :
«Каждый пожарный — герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой».
Когда посетителям пожарно-технической выставки я рассказывал о нашей профессии, то всегда вспоминал и цитировал слова известного советского педагога, члена Академии педагогических наук СССР, Героя Социалистического Труда В. А. Сухомлинского, который, обращаясь к огнеборцам, сказал: «Я восхищаюсь вашим мужеством, ваша профессия одна из самых гуманных на земле». И в этом высказывании заложены глубокий смысл и правда. В действительности, наша профессия — одна из самых гуманных, человечных. Ведь именно пожарные приходят на помощь, когда всепожирающее пламя угрожает уничтожить собственность и саму человеческую жизнь. Кто первым идет в это пекло, рискуя своей жизнью, спасая людей и материальные ценности, — пожарные. Бывает немало случаев, когда пожарные, выполняя свой служебный долг, получают увечья и даже гибнут. В преддверии З0-летия страшной техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС нельзя не вспомнить смельчаков — пожарных, принявших удар разрушенного атомного реактора на себя. Когда сотрудники части по охране АЭС во главе с начальником Л. Телятниковым, начальниками караулов В. Кибенком, В. Правиком, осознавая, на какой риск идут, что их ожидает, ценой собственных жизней выполнили свой долг. Конечно, их подвиг по заслугам был отмечен государственными наградами, а вышеуказанные товарищи удостоены высоких званий.
Или последний случай, о котором рассказывал « Брянский спасатель», когда при выполнении служебных обязанностей погиб наш коллега, старший инструктор по вождению пожарной машины водитель пожарно-спасательной части № 12 Федерального государственного казенного учреждения «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Брянской области» прапорщик внутренней службы Андрюшин Николай Николаевич.
— Если продолжать тему высказываний, то в одном из произведений большого русского и советского писателя, общественного деятеля Н. С. Тихонова познакомился с его мнением о пожарных, относящемуся к периоду Великой Отечественной войны. Справедливости ради стоит сказать, весьма примечательного, которое стоит процитировать. В частности, Николай Семенович написал: «Мне, писателю, пришлось близко столкнуться с жизнью и деятельностью воинов огненного фронта, и хочется сказать им много теплых, благодарственных слов… В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою… Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений работников пожарной охраны…»
— И позвольте продолжить. Еще у этого мастера слова есть проникновенные, точные определения типа: «Огненные битвы скоротечны… Пожарные не знают обороны. Они должны произвести молниеносную разведку и броситься в атаку». История знает множество примеров, когда в суровую годину испытаний пожарные стали составной частью действующих армейских подразделений, являли собой пример беззаветного служения долгу. Примеры только двух наших бывших коллег Героев Советского Союза С. И. Постевого, Н. И. Феничева красноречиво говорят об этом. Или возьмите факт, вошедший в историю пожарной охраны страны. Когда группа патриотов, сотрудников военизированной пожарной команды брянского завода «Красный Профинтерн» и городского отдела НКВД осенью 1941 года организовала партизанский отряд имени Чапаева, который в начальный период войны стал основной, цементирующей силой в бежицком соединении народных мстителей. В различных отрядах самоотверженно сражались с фашистами и их пособниками пожарные Ф. П. Каменев, П. С. Грибанов, М. И. Артюхов, С.И. Артюхов, братья Иван и Илья Мажукины, А. А. Ромашин, Л. П. Журавлев, С. Г. Рындин, Ф. А. Троян и другие. В послевоенные годы мне пришлось служить в военизированной пожарной команде брянского паровозостроительного завода, вместе с бывшими командирами и бойцами отряда. Тогда и записал их воспоминания о боевых операциях против немецких оккупантов, подкрепленные документами и фотографиями. Еще в период подготовки экспозиции для пожарно-технической выставки были обнародованы следующие данные о боевых успехах чапаевцев. В различных операциях и открытом противостоянии было уничтожено более двух тысяч гитлеровцев, разгромлено 32 вражеских гарнизона различного состава, подорвано 115 автомашин, три железнодорожных и 16 шоссейных мостов.
— Вы помянули о своей службе в военизированной пожарной команде тогдашнего брянского паровозостроительного завода. А что еще вместила в себя ваша почти полувековая служба в пожарной охране?
— Поступил я в пожарную часть по охране тогдашнего Брянского паровозостроительного завода (ныне ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод») в 1948 году, можно сказать случайно. У пожарных известный график работы, а мне надо было закончить десятый класс. Но затем служба понравилась, сказать больше, увлекла меня. После окончания кратковременных курсов в Брянске ваш верный слуга был направлен постигать секреты профессии в Ленинградское пожарно-техническое училище. После окончания которого мне пришлось включиться в эту профессию по - настоящему, серьезно. Получив диплом, я пользовался правом выбора постоянного места работы, но дал согласие поехать в город Магадан, где прослужил шесть лет, сначала в должности начальника пожарной части, затем начальника школы младшего начальствующего состава. Начиная с 1959 года продолжил службу в городе Брянске.
-— Можете вспомнить примеры, когда Вы лично участвовали в усмирении огненной стихии, тушении крупных пожаров?
— Первый раз в составе подразделения курсантов пожарно-технического училища пришлось в течение трех месяцев тушить торфяные пожары. Специалистам не надо объяснять, что тушить подобные пожары очень сложно. Все в дыму, очага загорания не видно, ведь полыхает под землей. Был случай, когда пожарная машина провалилась в такую огненную бездну и сгорела. Затем в Магадане, в качестве руководителя тушения пожара, в течение трех суток, пришлось с товарищами тушить крупный лесной пожар. Тогда на большой площади вовсю полыхал стланик. Огонь угрожал нескольким населенным пунктам. Там же на магаданской земле пришлось тушить пожар на Марчеканском судоремонтном заводе. Работали двое суток при сорокоградусном морозе. Боевки в мгновение ока превращались в панцирь. Вода замерзала в пожарных рукавах.
Во время службы в Брянском гарнизоне пожарной охраны также участвовал в тушении пожаров, как у профессионалов говорят, по повышенному номеру вызова. Но это уже в другой климатической зоне.
— Вы рассказывали, что довелось «повариться» и на административной работе.
— Действительно. В Брянском гарнизоне пожарной охраны мне довелось служить в областном аппарате. Вначале инспектором, затем старшим инспектором. Тогда нас в отделе было всего 12 человек. Лично мне приходилось выполнять обобщенную работу. Занимались снабжением подразделений техникой, доставали запасные части к ней, закупали в больших количествах новое обмундирование. Одновременно в полном объеме приходилось заниматься строительством и ремонтом пожарных депо не только в подведомственных пожарных частях, а и в колхозах, совхозах. Добавьте сюда решение кадровых проблем на местах и вопросов мобилизационной работы. Одним словом, работать приходилось много, не считаясь с личным временем. Затем, когда ввели в штат должность начальника отделения по данному направлению, работать стало намного легче.
— Ваше имя еще связывают с организацией и работой Брянской пожарно-технической выставки в лучшие ее годы. Если можно, расскажите об этом периоде.
— Как вы знаете, на пенсию я ушел по выслуге лет в 1975 году. И тогда мне предложили заняться организацией пожарно-технической выставки. Семь лет было отдано этой работе. Какой она получилась, свидетельствуют отзывы специалистов и рядовых посетителей. Главное — она отвечает своему предназначению проводить широкую разъяснительную работу по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности среди населения. К нам ежедневно шли люди. Например, только за один неполный 1990 год работы выставки по новому адресу в Советском районе города Брянска у нас побывало 280 групп или шесть тысяч человек. А всего за семь с половиной лет с нашим детищем познакомилось 2370 групп, или 62 тысячи человек. Среди которых были две с половиной тысячи туристов из 76 городов бывшего СССР.
Так что за долголетнюю службу в пожарной охране пришлось много всего испытать и познать. Всегда старался поделиться накопленными знаниями, чтобы они приносили полъзу молодым коллегам, всем согражданам. И в этом нахожу удовольствие.
(Полную версию данного интервью можно прочитать на сайте ГУ МЧС России по Брянской области : )
Фото из архива: В предвоенные, военные и вплоть по шестидесятые годы прошлого столетия было модно подписывать фотографии стихами. И пусть эти незатейливые строки были не совсем совершенными, они шли от души, были выстраданы. В личном архиве И. М. Ивкина хранится подобный снимок. На нем, сделанном в апреле победного 1945 года, на румынской станции Маришешти, запечатлены три танкиста - три веселых друга – экипаж машины боевой. На обратной стороне фото, рукой тогда механика – водителя танка Т-34 из 27 гвардейского отдельного танкового полка Ивана Ивкина написано:
Не обижайся на меня, родная мама,
Что такое фото шлю тебе,
Мы снимались на пятиминутке,
Так, как жизнь моя идет на колесе.
Здесь на фото, дорогая мама,
Наш экипаж машины боевой.
Первый, слева, - Ваня – пулеметчик.
Сидит – Вася – пушки командир.
Про себя писать тебе не буду.
Ты узнаешь - сын я твой один.
5 мая 2016, 10:00
50
12 минут
"Сын я твой один..."
Эта статья полезна?