15 марта 2019, 08:00
73
22 минуты

Десять лет на передовой

На разных этапах деятельности областного штаба гражданской обороны Брянской области, проявляя разумную инициативу и старание при выполнении воинского долга и решении стоящих задач, служили избранному делу государственной важности многие руководители и старшие офицеры. Среди них уроженец старинного брянского города Карачева, бывший заместитель начальника гражданской обороны области, начальник штаба с 1976 по 1987 год полковник В. И. Сорокин.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ: Окончив в послевоенные годы второе Ленинградское артиллерийское училище, а затем военную академию имени Фрунзе, Виктор Иванович Сорокин (на фото) более четверти века служил на различных командных должностях в Вооруженных Силах СССР. Прошел служебный путь от старшего офицера артиллерийской батареи до старшего помощника начальника направления группы боевого управления командного пункта корпуса ПВО.
Около пятнадцати лет отдал Виктор Иванович службе в гражданской обороне. Начинал начальником курсов ГО в Приморском крае, а затем строил, развивал систему гражданской обороны на родной Брянской земле. Его служебный путь отмечен орденом Красной Звезды, пятнадцатью государственными, ведомственными, юбилейными медалями. Он является тружеником тыла в годы Великой Отечественной войны, ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, в самые трудные, боевые, неизведанные тогда восемь месяцев 1986 года. Он один из немногих на Брянщине, награжденный Почетным Знаком Гражданской обороны СССР. В соответствии со статусом, этой высшей ведомственной награды удостаивались за умелую организацию, руководство и обеспечение выполнения задач и мероприятий Гражданской обороны, за длительную и активную работу в системе Гражданской обороны. Спустя 20 лет Виктор Иванович за службу и труд был удостоен престижной награды новой России медали « За спасение погибавших».
— Давайте вспомним, Виктор Иванович, как все начиналось?
— После вступления в должность мне потребовалось не так уж и много времени, чтобы в совершенстве изучить основные директивные документы, учебные планы, программы, цели и задачи обучения населения, невоенизированных формирований в этом регионе, на данном этапе. Учебным вопросам уделял приоритетное внимание не случайно. На каждом занятии, учении пытался получить ответ, чему прежде научился командно-начальствующий, руководящий состав, бойцы невооруженных формирований. Обладают ли они умением организовать, мобилизовать личный состав штабов, служб, формирований и население области на дальнейшее повышение готовности к защите от средств массового поражения. Готовы ли они в сложных условиях вести неотложные спасательные и аварийно-восстановительные работы в очагах поражения и заражения.
— Образно говоря, будучи офицером и человеком с большим житейским опытом, Вы поняли, что попали не на пустое место.
— Высокое боевое напряжение, стремление личного состава формирований, служб и штабов ГО привести в действие все имеющиеся резервы были наработаны предшественниками, характерны для штабов городов, районов и трудовых коллективов народнохозяйственных объектов. На итоговых комплексных объектовых учениях гражданской обороны хорошую выучку демонстрировали штабы, службы формирования, где начальниками ГО были Е.В. Шевцов, Б. И. Лещенко, Е.Ф. Колембет, Н.И. Осипов, С.А. Якубович, Н.Д. Самотесов, Н. И. Кривошеев, С. И. Кожурин, Г.П. Буров, И. П . Муращенков, И. Я . Поручиков, Г.А. Масленников, В. С. Мамонтов, В.К. Рытик, В.Ф. Ткачевский, Е. С. Мурахтанов, А. А. Майхровский, В.Т. Буглаев, А. Я. Левков, В.И. Кожемякин.
Вместе с тем, длинным был и список штабов народнохозяйственных объектов, которые отставали с выполнением своих обязательств по гражданской обороне, где просто не было строгой взыскательности, деловитости, конкретной работы по устранению имеющихся недостатков. Хватало и эдаких середнячков, которым, по моему образному выражению, нравилось оставаться в тени. При планировании боевой
    подготовки, пропагандистской работы, учебно-методических сборов на этих объектах можно было достичь многого. Но, похоже, их руководителей посредственные результаты устраивали, но никак не могли удовлетворить командование областного штаба. Потому, именно на объектах, плетущихся в хвосте и числящихся в «золотой» серединке, мы в первую очередь занялись совершенствованием учебно-материальной базы. Иными словами, принялись готовить учебные пункты, городки, классы, различное имущество. По приморскому опыту старался привить начальникам ГО всех степеней, непосредственным своим подчиненным строгую взыскательность, деловитость, умение довольствоваться результатом конкретной работы. Например, работники штабов ГО области, областных служб, курсов ГО неоднократно участвовали в проверках городов, районов, но нередко положение на местах менялось медленно. Вместе с руководящим составом областного штаба потребовал, чтобы все проверяющие, уполномоченные и другие стремились сделать каждую проверку боевой учебы, командно–штабных учений, учебно-методических сборов надежной школой организованности, деловитости, школой воспитания личного состава штабов, служб, формирований. Причем, в обучении и воспитании личного состава упор делался на неукоснительное соблюдение принципа: учиться тому, что необходимо на войне, на повышение эффективности техники, механизмов, приборов. Не случайно, опыт брянцев обобщил, рекомендовал для внедрения, в одном из своих номеров за 1977 год, Всесоюзный журнал «Военные знания».
— Наши собеседники отмечали, что в вашу бытность областной штаб делал ставку на боевых, деятельных руководителей и командиров формирований, чей опыт старался обобщать и делать его всеобщим достоянием. Нисколько не погрешим против истины, сказав, что в десятилетие, которое полковник В. И. Сорокин возглавлял областной штаб ГО, сформировался и окреп кадровый потенциал регионального ведомства.
— Спасибо за добрые слова. Во вверенном мне областном штабе, в нештатных формированиях различного уровня работало много профессионалов высокого уровня. К тому времени они обрели солидный армейский опыт по командованию подразделениями или подкрепили его опытом работы в народном хозяйстве, а затем совершенствовали его на различных учениях, штабных тренировках в гражданской обороне.
Например, в 70-80-е годы прошлого столетия большим авторитетом пользовался начальник штаба ГО Советского района города Брянска С. Я. Тимченко. Вступив в эту ответственную, хлопотную должность, он глубоко и всесторонне изучил организацию и задачи гражданской обороны, приобрел прочные знания по управлению ее силами и средствами в своем районе. Такое высокое чувство долга не могло сказаться на результатах. В течение нескольких лет подряд Советский районный штаб ГО занимал в городском и областном соревновании одно из ведущих мест. Но начальник штаба Тимченко никогда не успокаивался на достигнутом. Неизменным его требованием к себе и подчиненным штабам, службам, невоенизированным формированиям было требование постоянно идти вперед, добиваться большего, проявляя во всем самостоятельность, инициативу, смекалку.
По большому счету, как отмечалось в акте комплексной инспекторской комиссии, в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов в Брянской области «стали качественнее готовиться и проводиться командно-штабные, объектовые и тактико-специальные учения. Заметно улучшились подготовка и проведение учений с невоенизированными формированиями. В ходе вторых осуществлялось практическое обучение приемам ведения спасательных работ. Среди населения стало больше проводиться больше практических занятий в объеме программы всеобщего обязательного минимума знаний со сдачей соответствующих нормативов. Немало было сделано и по укреплению учебно-материальной базы для практического обучения формирований и населения. Особенно к концу семидесятых годов, когда большинство городов, районов, объектов народного хозяйства перешли к практическому обучению невоенизированных формирований.

    Специалисты в один голос тогда отмечали, что много дали учебные городки, натурные участки в Клинцовском Стародубском и Жуковском районах, где благодаря стараниям городских и районных штабов гражданской обороны, организаторской работе их начальников было построено и функционировало значительное количество таких объектов.
—Да, названные Вами районы в пример приводили часто. Образцово показательными были городки, созданные в бывших Клинцовской теплоэлектроцентрали, в Стародубском кирпичном заводе, в Жуковских велосипедном заводе и колхозе «Овстуг». На многие годы они стали учебными центрами, в которых обучался командно-начальствующий состав и бойцы формирований не только вышеуказанных районов, а и всей области. — Арсенал форм и методов распространения передового опыта был разнообразным, но ставку, с коллегами, вы старались делать на хорошо зарекомендовавшие себя. Пожалуйста, Виктор Иванович, вспомните и назовите их.
— Например, инструктивно-методические сборы начальников ГО городов, районов, начальников штабов на учебно-материальной базе передовых объектов народного хозяйства, колхозов, совхозов, учебных заведений. Летом 1985 года штаб ГО области провел в городе Клинцы на базе народнохозяйственных объектов этого города сборы начальников ГО районов. В своем докладе перед собравшимися начальник ГО города П. П. Чуланов убедительно показал слагаемые успеха оборонных коллективов. Участники сборов ознакомились с методикой подготовки и проведения оборонно-массовых мероприятий, учений ГО на объектах народного хозяйства. Все вылилось в обмен опытом. В конечном итоге начальники ГО убедились в больших возможностях каждого объекта иметь добротную материальную базу по гражданской обороне. Нужны лишь настойчивость, инициатива, целеустремленность в решении поставленных задач.
Впоследствии штаб также обобщили опыт Жуковского района Брянщины, где к тому времени начальником ГО был П.Г. Чертков, начальником штаба В.Д. Межуев. Из года в год жуковцы добивались классных показателей в социалистическом соревновании. Район был удостоен переходящего Красного Знамени. Там на многих промышленных предприятиях в колхозах, учебных заведениях имелись хорошо оборудованные учебные классы и городки. Регулярно проводились занятия, учения по гражданской обороне, различные соревнования, дни ГО, месячники показа кинофильмов. По большому счету, в данном районе развивали инициативу активистов, направляли ее в созидательное русло.
— Приятно отметить, что кропотливую многогранную работу по обучению и воспитанию руководителей штабов различных уровней областной штаб ГО, ведомый Вами, с успехом продолжил в последующие годы. К концу 1985 года в его боевой обойме числилось немало штабов, служб различного уровня, которые отличались организованностью и высокой штабной культурой. Пожалуйста, назовите их.
— Как хорошо отлаженные механизмы действовали штабы гражданской обороны, возглавляемые В.П. Косенковым, С. А. Морозовым, А. И. Платоновым, М.С. Тимофеевым, В.И. Жуковым, А. И. Герасимовым, О. И. Ковтуненко, В. Р. Несмеяновым Ф. И. Мосейкиным, В.И. Балашовым. Под стать им были и другие начальники ГО крупных народнохозяйственных объектов и служб, видные руководители промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи областного масштаба. Например, в 1986 году, после очередного высшего партийного форума, в системе ГО развернулось соревнование за выполнение его решений с призывом «надежно защитить завоевания социализма». Одна из директив предписывала в обучении и воспитании личного состава упор делать на неукоснительное соблюдение принципа учиться тому, что необходимо на войне, на повышении использования техники, механизмов, приборов, индивидуальных и коллективных средств защиты, смелое внедрение в методику обучения новых приемов и способов ведения спасательных, неотложных, аварийно-восстановительных работ. Уроки и последствия чернобыльской аварии выдвинули настоятельное требование «активнее вовлекать личный состав штабов, служб, формирований, население
    в борьбу за отличную отработку учебных задач гражданской обороны. При этом перекрывать нормативы спасательных, неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения сокращенным составом».
С учетом этих требований, по боевому организовали в те дни соревнование по выполнению задач и нормативов гражданской обороны в объединении БМЗ (начальник ГО А. Н. Чебриков, начальник штаба Ф. И. Мосейкин); в Брянском обувном объединении (В. И. Кожемякин, Г. И. Болотин); на заводе «Литий» (В.А. Малков, М. М. Сахаров); на заводе «Сельхозмаш» (И.Т. Алехин, И. И. Пежемский); на птицефабрике «Снежка» (М. Г. Евтихиев, Н.Е. Белов). Например, на одном из учений ГО, которыми руководил А. Н. Чебриков, разведгруппе, спасательной команде и команде пожаротушения была поставлена задача преодолеть рубеж радиоактивного заражения, ликвидировать очаг пожара и провести спасательные работы, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Задание необходимо было выполнить в предельно сжатые сроки в районе дизельного цеха. Разведчики, спасатели, пожарные показали уверенные прочные навыки и тактическую сметку. Но не все они получили высшую оценку. Наши собеседники вспоминают, что начальник гражданской обороны предъявил им более жесткие требования. Потому на разборе учения, а потом при подведении итогов соревнования А. Н. Чебриков показал, что более опытные разведчики, спасатели и пожарные, действуя с полной отдачей, перекрыли бы многие нормативы. Методическому совету штаба ГО завода тогда было рекомендовано уточнить качественные и количественные показатели по которым можно было бы объективнее, взыскательнее оценивать действия невоенизированных формирований гражданской обороны.
Вспоминается и такое впервые проведенное масштабное, пропагандистское мероприятие, как единый политдень. В частности, в коллективах предприятий и учреждений области речь шла об укреплении обороноспособности страны, о возрастающей роли гражданской обороны в системе общегосударственных оборонных мероприятий. Повсеместно отмечалось, что укрепление и совершенствование ГО стало кровным делом для брянцев. В числе адресов передового опыта назывались: производственное объединение БМЗ, завод «Брянсксельмаш», Обувное объединение, завод «Литий». Там была создана добротная учебная материальная база, имелось в наличии все необходимое для качественного проведения занятий и учений. Иными словами, подготовке рабочих и служащих к защите от оружия массового поражения в данных коллективах уделяли постоянное внимание. Здесь надо отдать должное начальникам штабов объектов Ф.И.Масейкину, И.И. Ежемскому, Г. И. Болотину, М.М. Сахарову, В. Р. Несмеянову, И. М. Родину и другим. За плечами каждого из этих товарищей был опыт Великой Отечественной войны и немалый трудовой стаж в производственных коллективах.
Не случайно, на едином политдне, к штабам ГО объектов прозвучал призыв настойчиво внедрять в практику обучения передовую методику, проводить большинство занятий на объектах, в защитных сооружениях, в учебных городках и пунктах, с максимальным использованием технических средств обучения. Ставилась задача выработать у бойцов невооруженных формирований, у всех рабочих и служащих не только практические навыки по защите, но и готовность действовать в сложной обстановке. Ведь именно эти качества проявились должным образом в действиях личного состава формирований гражданской обороны, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
— На Вашем столе книга воспоминаний бывшего первого секретаря Брянского обкома КПСС Войстроченко А. Ф. «Как это было?», с дарственной надписью. Она о ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, когда на штаб ГО области выпали полные неизведанности, самые трудные дни этой работы. На одной из страниц с Вашей фотографией, автор мемуаров называет Вас в числе первых, кто принял удар на себя. Расскажите об этом. Ведь нередко приходится слышать мнение, что гражданская оборона оказалась не готова к ликвидации последствий техногенных аварий подобного
    рода.
— По моему мнению, техногенная катастрофа на Чернобыльской атомной станции, чье черное крыло на большой территории накрыло родную Брянщину, стало лакмусовой бумажкой на проверку гражданской обороны к действиям в сложнейшей обстановке. И это мягко сказано. Достаточно сказать, что в зону радиоактивного загрязнения попало 22 района области из 27, а также города областного подчинения Клинцы и Новозыбков с численностью до полумиллиона человек. Уже 30 апреля 1986 года была создана областная оперативная группа во главе с начальником Гражданской обороны области, председателем облисполкома И. Я Поручиковым, надо сказать, зарекомендовавшим себя авторитетным и компетентным руководителем в этих вопросах. Вместе с тем, вспоминается, что подведение итогов через год после страшной техногенной катастрофы, конечно, было проникнуто взыскательностью и не традиционными выводами и оценками. В частности, отмечалось, что в целом в системе гражданской обороны области достигнуто некоторое повышение готовности к выполнению возложенных на нее задач. Совершенствовались порядок и способы приведения органов управления в боевую готовность, в результате она возросла. Продолжалось накопление фонда защитных сооружений и средств противорадиационной, противохимической и медицинской защиты населения. Наращивалась, совершенствовалась система управления, оповещения и связи.
Наряду с этим самокритично указывалось, что в ряде районов имелись недостатки в методике проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. Не в полном объеме отрабатывались способы и порядок действий органов управления и сил гражданской обороны. Учения и тренировки проводились в упрощенной обстановке, по заранее определенным схемам. Вследствие этого начальники ГО и органы их управления робко применяли новые, нестандартные способы организации и ведения гражданской обороны.
Если посмотреть, то чернобыльская печать лежит и на другом важном документе той поры — постановлении заседания бюро обкома партии, состоявшемся в закрытом режиме. Отчасти, его содержание было изложено в передовой статье в главной областной газете «Брянский рабочий» летом 1987 года. Ее заголовок «Строже оценивать сделанное», тон изложения не оставляли сомнений в требовании повысить планку постановки всей работы, назревших кардинальных изменений в самой системе. Призыв строже подходить к результатам своей деятельности подразумевал реальную оценку того, «чем собственно и определяется наша огромная ответственность перед народом, — говорилось в передовице, — это боевая готовность сил и средств гражданской обороны к решительному срыву нападения агрессора и оказанию действенной помощи Вооруженным Силам в сокрушительном его разгроме». Признавалось, что при наличии в области большого количества адресов передового опыта, не везде уделялось должное внимание изучению и внедрению опыта тех, кто к тому времени заметно прибавил в работе по развитию и укреплению гражданской обороны, «дает реальный прирост в боевом мастерстве руководящего, командно-начальствующего состава, штабов, служб, невоенизированных формирований». В то же время многим начальникам ГО как раз не хватало столь необходимого реалистического подхода. Потому органам законодательной, исполнительной власти всех уровней в создавшейся обстановке было рекомендовано всемерно помогать кадрам гражданской обороны извлечь правильные уроки из деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Например, начальники ГО всех уровней мало уделяли внимание освоению опыта западных районов области, которые умело обеспечили высокую эффективность занятий и тренировок с дозиметристами и разведчиками, чем обеспечили выполнение проводимых мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Подводя краткий итог вышесказанному, необходимо отметить, что начиная с восьмидесятых годов в нашем регионе, как и по всей стране, дала о себе знать недостаточная эффективность деятельности сил гражданской обороны по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени. Потому в последующие годы с новой силой проявилась потребность сверить курс.

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (4832) 74-21-64, 64-63-79
Приемная начальника Главного управления МЧС России по Брянской области
8 (4832) 443-000
Единый «телефон доверия»
mchs32@32.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)